
Лето близко: когда и нужно ли менять зимние шины на летние
Лето близко: когда и нужно ли менять зимние шины на летние
Зима – холодная, а лето – жаркое. Это аксиома. Однако есть одно «но»: в России, в многочисленных её регионах, зима и лето бывают разными и по ощущениям, и по длительности. Где-то в августе может пойти первый снег, а где-то солнце начинает греть по-летнему уже в апреле. При этом независимо от региона каждый автомобилист в своё время меняет летние шины на зимние.
Что значит в своё время? Как понять, когда нужно ехать в сервис? Надо ли вообще менять? Давайте разбираться.
Что говорит закон
Сезонную смену шин на территории России регулирует Технический регламент (ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств). Документ устанавливает сроки использования сезонных шин: зимние (глубина протектора не менее 4 мм) – с декабря по февраль, летние – с июня по август.
Регламент запрещает использовать шипованную шину с первого июня и весь летний период. За нарушение могут предупредить или оштрафовать на 500 рублей.
Штрафа за неиспользование зимних шин нет. Сроки, прописанные в регламенте, могут быть изменены, но только в сторону увеличения на региональном уровне. Пока никто их не менял.
Вы можете ездить на зимних нешипованных или всесезонных шинах круглый год. Но практика, да и теория строения шин, показывают, что зимняя шина при такой эксплуатации быстро изнашивается, плохо держит дорогу, то есть становится небезопасной.
В чем разница между зимними и летними шинами
В странах с сезонной сменой шин существуют зимние и летние типы шин. Чем они отличаются?
Зимние шины
- мягкая резиновая смесь, которая не теряет эластичности при отрицательных температурах, способствует стабильному сцеплению;
- протектор, как правило, направленный, с многочисленными прорезями и каналами, способствуют отведению воды из пятна контакта, сцеплению со снежной поверхностью;
- наличие шипов – самой эффективной защиты от льда – это защита от заносов, помощь в сцеплении с дорогой и управляемости.
Зимние шины бывают трёх типов:
- С шипами противоскольжения. Условия: для движения по плотно укатанному снегу и льду, отлично подходят для низких температур.
- Фрикционные шины скандинавского типа, или «липучка». Условия: для суровых погодных условий, с температурой ниже 15°С, отлично подходят для движения по снегу, но могут быть проблемы на подтаявшем льду.
- Фрикционные шины альпийского типа, без шипов. Условия: мягкая зима, с лужами, асфальтом, температурой -5…+3°С.
Летние шины
- отсутствие шипов;
- меньшее количество дренажных каналов;
- более жесткая резиновая смесь, что обеспечивает более стабильный ход на асфальтовых покрытиях в тёплое время года.
Когда пора менять «зиму» на «лето»
Основная рекомендация от автопроизводителей и шинных производителей – переходите на летние шины, если за окном установилась температура +5°С…+7°С. Снег растаял, а ночных заморозков нет или почти нет, то есть гололёд не страшен.
Если у вас шины класса «СПОРТ», будьте аккуратны при езде в начале тёплого сезона. Спортивные шины обычно более мягкие, соответственно, чувствительные к перепадам. Перед началом интенсивного использования таких шин, прогревайте их подольше.
Почему опасно ездить на зимних шинах круглый год
Из-за отсутствия реальных штрафов за использование шин не по сезону существует соблазн ездить на нешипованных зимних шинах весь год. Почему это опасно?
Во-первых, из-за существенной разницы в сцеплении с дорогой. Во-вторых, нешипованные шины намного быстрее изнашиваются именно летом: из-за интенсивного торможения на асфальте и нагрева поверхностного слоя резины протектора. Для зимних шин естественны снежный или ледяной покров дороги, отрицательные температуры и низкая солнечная активность.
В попытке сэкономить вы рискуете ухудшить сцепление с дорогой, а значит, снизить управляемость автомобиля.
Почему не надо докатывать на шипах до лета
Водители часто докатывают на зимних покрышках до лета, чтобы сэкономить время на очереди в шиномонтажах и купить резину со скидкой. При этом они не учитывают снижение уровня безопасности и повышения уровня шума.
Возросшая частота поездок и значительное повышение температуры неизменно приведет к увеличению количества повреждений, которые шипованная шина будет наносить сама себе. Как это?
Шипы нагреваются при взаимодействии с асфальтом, особенно если он сухой. Да и сама машина будет нагреваться, что повлияет на температуру резиновой смеси вокруг шипов. Это ослабит эластичные характеристики шин и в итоге они могут посыпаться раньше времени.

Памятка автовладельцам
• Менять зимние шины на летние нужно. Даже если вас никто не оштрафует.
• Летние шины разработаны для идеального сцепления с сухим и разгоряченным от солнца дорожным покрытием.
• Сезонная смена шин «зимой – зимняя, летом – летняя шина» позволит эффективнее использовать весь ресурс шины.
• Меняйте зимние шины на летние при среднесуточной температуре +7°С.