Что важно знать о ресурсе шин

Что важно знать о ресурсе шин?

Что такое «срок службы»? У всего ли он есть, в чем измеряется и как соотносится, к примеру, со «сроком годности»? С продуктами всё более-менее понятно — у каждого из них есть рекомендованный срок, по истечении которого их не рекомендуется употреблять, потому что можно отравиться. С несъедобными вещами чуть посложнее — они «расходуют себя» в процессе эксплуатации. Например, тормозные колодки или автомобильные шины тоже имеют свой рабочий ресурс, только вот измеряют его иногда в годах, а иногда в километрах. Так что же важнее для оценки их ресурса — время или пройденное расстояние?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся для начала, как устроена шина и что с ней происходит в процессе эксплуатации. Шина — это сложный технологический продукт, состоящий из большого количества компонентов и материалов. Например, при изготовлении шины MICHELIN используется более 200 различных ингредиентов. В легковой шине сочетаются металл, резина, текстиль, арамид и другие компоненты.

У каждого элемента своя «зона ответственности». Текстильный каркас обеспечивает целостность шины под давлением, металлический брекер защищает от повреждений и придает жесткость протектору. А различные химические элементы придают те или иные свойства резиновой смеси. За износостойкость шины отвечает технический углерод или сажа. Но не спешите в шинном центре выпытывать у продавца, сколько процентов сажи в той или иной шине. Во-первых, конечно же, никто из производителей не сообщает, сколько сажи в их шинах. Во-вторых, если бы всё было так просто, то каждый производитель старался бы увеличить количество сажи в своих шинах до бесконечности. Все же основной секрет кроется не в отдельных компонентах, а в окончательной рецептуре резиновой смеси. Есть еще масса других химических элементов, отвечающих за сцепление на тех или иных покрытиях, за прочность, за морозостойкость и эластичность. И важен именно баланс всех этих компонентов. На пробег шины влияет не только резиновая смесь, но и многие другие части шины. Например, части протектора, количество блоков и ламелей, глубина протектора.

протектор шины

Еще важнее, чем базовые характеристики шины, для определения ресурса шины являются условия ее эксплуатации. В первую очередь, это сам автомобиль и его состояние. Если у автомобиля мощный двигатель, то шина сотрется быстрее. Плохое состояние подвески или неправильные углы сход-развала неизбежно приведут к неравномерному износу и преждевременной замене шин. Тип дорог, по которым чаще ездит авто, также очень важен. Если это езда по трассе с постоянной скоростью 110 км/ч — одна история, если передвижение изо дня в день происходит по городу от светофора до светофора — совсем другая. На новом свежем черном асфальте износ шин, конечно же, будет меньше, чем на старой дороге или гравийке.

Внимательное и бережное отношение к шинам способно значительно продлить их ресурс. Поделимся парой полезных советов. Чтобы избежать неравномерного износа, необходимо регулярно проверять давление, осматривать шины на предмет порезов или проколов, даже несквозных. При покупке новых шипованных шин рекомендуется провести обкатку шипов. Для этого следует проехать 600–800 километров без резких разгонов и торможений. Использовать шины нужно строго по сезону — это влияет не только на безопасность, но и на их износ. Летняя шина может потрескаться при зимних морозах, а более мягкая резиновая смесь зимних шин при жаркой погоде быстрее сотрется на асфальте.

Поскольку условия эксплуатации (стиль вождения, дорожные и погодные условия, сам автомобиль) серьезно влияют на износ шин, шины одной и той же модели одного размера и даже установленные на одной модели автомобиля, но у разных водителей, могут пройти совершенно разные расстояния.

Ну а раз расстояние, как мы выяснили, не может служить точным ориентиром для определения рабочего ресурса шины, давайте разберемся с возрастом. Многие покупатели буквально теряют разум в поисках комплекта, который был изготовлен «вот только вчера». Услышав в ответ на вопрос о дате производства про прошлый год, они стремительно обрывают разговор. Но в действительности теряет ли шина свои эксплуатационные характеристики, лежа на полке склада? Многочисленные исследования, проведенные в Южной Корее и Германии, не обнаружили разницы при сравнении новых шин с трехлетними. С точки зрения хранения шин, более важным фактором являются условия хранения, а не срок. При правильном хранении шина может провести без потери своих характеристик не один год.

хранение шин

Чтобы определить, можно ли еще использовать шины или их ресурс уже себя исчерпал, нужно рассматривать сразу несколько факторов. Для каждого водителя будет свой ответ. В первую очередь, конечно, необходимо оценивать остаточный ресурс протектора. Законодательно запрещено использовать зимние шины с остаточной глубиной менее 4 мм, а у летних шин этот показатель составляет 1,6 мм. Если ваши шины износились до этих значений, их придется заменить вне зависимости от возраста. А вот по поводу возраста никаких законодательных актов нет. Существует негласное правило — возраст шины не должен превышать 10 лет. При этом гарантийный срок, который предусмотрен для шины, составляет 5 лет с даты производства, но производители могут его увеличивать по своему усмотрению. Например, MICHELIN дает расширенную гарантию на шины — 5 лет, но не с даты производства, а с даты покупки.

Помните, что основная «рабочая» жизнь шины начинается только после установки ее на автомобиль. При езде на шину воздействуют воздух, внутреннее давление, температура, осадки и дорожные покрытия. Именно тогда шина начинает работать и тратить свой ресурс. И делает она это как в километрах, так и в годах.

Используемый вами браузер не поддерживается
Используемый вами браузер не поддерживается этим сайтом. Поэтому некоторые функции могут работать не так, как положено, что может привести к появлению ошибок в отображении контента. Для полнофункциональной работы сайта используйте один из перечисленных ниже браузеров