
Что такое омологированные шины
Что такое омологированные шины
Каждый год автопроизводители удивляют потребителей новыми моделями автомобилей: с улучшенными характеристиками управляемости, безопасности и комфорта. Эволюция автомобиля зависит от трёх промышленных составляющих: металлургии, электроники и шинного производства. Шины отвечают за сцепление автомобиля с дорогой, а значит, за безопасность водителя и пассажиров, и, безусловно, эксплуатационные характеристики (разгон, торможение, плавность хода, даже – уровень шума и расход топлива).
Шина – технически сложный продукт. Она отвечает за комбинацию характеристик, которые могут варьироваться в зависимости от класса автомобиля и потребительских ожиданий. Кроме этого, автопроизводитель может составить особое техническое задание, чтобы автомобиль обрёл индивидуальный характер и продемонстрировал на дороге всё, на что способен. Вооружившись заданием и держа руку на пульсе новейших разработок шинной промышленности, инженеры разрабатывают омологированные шины.
Что такое омологация
Шина – важнейший элемент безопасности автомобиля. И не только. Надёжные шины гарантируют то, как комфортно будет за рулём и как послушен будет автомобиль.
Узнать о характеристиках покрышки мы можем по маркировкам на ней. Помимо базовых – типоразмер, индекс скорости, нагрузка, соответствие стандартам безопасности – есть еще один вид маркировки, который требует пристального внимания. Это омологации автопроизводителей.
Слово омологация греческого происхождения. Перевести его можно как «договориться».
Кто и с кем договорился? Автопроизводитель и производитель автошин. О чем? О том, что для конкретного автомобиля будут разработаны особые шины, влияющие на его характер и поведение на дороге.
Термин омологация пришёл из индустрии гонок. Разработка «своих», омологированных, шин на спорткары сделала управляемость автомобилем почти совершенной. Со временем интерес к таким шинам появился и в серийном производстве сегментов люкс и премиум.
Проще говоря, омологация – это модификация шины под конкретного автопроизводителя и модель автомобиля
Работа над шиной может занимать несколько лет (от проектирования до тестирования в лаборатории и на треках). В результате шина будет иметь конкретный рисунок, размер, состав резины и иную спецификацию.
Это кропотливая инженерная работа, итог которой иногда может заметить только профессионал. Бывает и наоборот – рисунок протектора может быть изменен настолько, что пока не посмотришь на боковину, не поймешь, что это та же модель, только с омологацией.
Модифицированная, то есть омологированная, шина, отличается от штатной.
Чем отличаются омологированные шины от штатных
Ключевое отличие омологированных шин от штатных – в совместной работе автопроизводителя и производителя покрышек с акцентом на индивидуальные характеристики и конструктив конкретного автомобиля.
Омологированные шины адаптированы к характеристикам и конструктивным особенностям конкретного автомобиля
Что даёт омологация автомобилю
Что даёт адаптация к конструктивным особенностям автомобиля и его характеристикам? Обязательное соответствие требованиям, которые оттачивают в многочисленных технологических тестах:
- стабильная управляемость на различном покрытии: сухой и мокрой, обледенелой и заснеженной дороге;
- лучшее торможение на различном покрытии: сухой и мокрой, обледенелой и заснеженной дороге;
- поперечное и продольное аквапланирование;
- сопротивление качению;
- масса шины;
- более плавный ход и комфорт;
- пониженный шум протектора;
- увеличенный ресурс шин.
Разберём на примере
Чтобы понять, как работает омологация, рассмотрим пример совместной работы над одним из самых мощных автомобилей в мире – Porsche. Компания Мишлен разработала омологированные шины MICHELIN Pilot Alpin 5.


Посмотрите на фото. Вы увидите, что рисунок протектора изменили до неузнаваемости.
Компания Porsche, производитель премиальных машин с со спортивным нравом, разделил омологации по маркам.
Вначале омологация на Porsche шла с маркировками: N0, N1, N2, N3, N4. Буква обозначала глобальную омологацию по марке, а цифра – порядковый номер модификации по отношению к предыдущей.
Сейчас разделение омологаций читается следующим образом:
- Первая буква «N» указывает на то, что шины одобрены для автомобилей Porsche.
- Вторая буква в маркировке указывает, для какой именно модели Porsche была омологирована шина.
Актуальная таблица омологации Porsche для шин MICHELIN
NA# - Porsche 911 Carrera
NB# - Porsche Boxster/Cayman
NC# - Porsche Cayenne
ND# - Porsche Panamera
NE# - Porsche Macan
NF# - Porsche Taycan
Обратите внимание не только на буквенное, но и на цифровое значение. Номер – это количество изменений в шине по отношению к предшествующей модели. Таким образом, первая омологация всегда идёт с индексом «0».
За пример можно взять Porsche 911 Carrera. Первая омологация у этой шины будет «NA0», а следующая – «NA1».
Работа над модификацией шины занимает много времени, и вы можете попасть в ситуацию, когда нужная омологация отсутствует по числовому индексу. К примеру, у вас шины «NA0». Вам пришлось поменять одну поврежденную шину, а на рынке представлены только шины «NA1» или даже «NA2». Тогда советуем заменить весь комплект покрышек на актуальную омологацию.
Компания Мишлен сотрудничает со всеми мировыми автопроизводителями:
* | BMW, MINI |
М3 | BMW M3 |
RR | ROLLS-ROYCE |
АО | AUDI |
А01 | AUDI |
АОЕ | AUDI |
R01 | AUDI |
R02 | AUDI |
АМ8 | ASTON MARTIN |
AMS | ASTON MARTIN |
AR | ALFA ROMEO |
В | BENTLEY |
В1 | BENTLEY |
ВС | BENTLEY |
BL | BENTLEY |
DC | АВТОМОБИЛИ В СОСТАВЕ DAIMLER-CRYSLER |
F | FERRARI |
F01 | FERRARI |
K1, K2, K3 | FERRARI |
FO | FORD |
H HN | HYUNDAI |
Н0 H1 | HONDA |
IV | IVECO |
J | JAGUAR |
JE | JEEP |
JLR | JAGUAR-LANDROVER |
JRS | JAGUAR |
L | LAMBORGHINI |
LI | LAMBORGHINI |
LA | LANCIA |
LR | LANDROVER |
LR1 | LANDROVER |
MO | MERCEDES |
MO1, MO2, MOE | MERCEDES |
MA | MASERATI |
MC | MC LAREN |
MGT | MASERATI |
MO DC | MERCEDES (В СОСТАВЕ DAIMLER-CRYSLER) |
МОЕ | MERCEDES |
MOS | MERCEDES |
NI | NISSAN |
OP1 | OPEL |
TO | TOYOTA |
T0 | TESLA |
VOL | VOLVO |
VW | VOLKSWAGEN |
VO |
|
Возможные проблемы, если не обращать внимания на омологацию
- ошибки систем безопасности автомобиля: ESP, Traction Control и пр.;
- неравномерный износ шины, преимущественно в центральной части протектора;
- дискомфорт из-за вибраций;
- дискомфорт из-за гула.
Советы эксперта
- Что купить: серийные или омологированные шины? Выбирайте омологированные. Они разработаны с учетом всех фишек автомобиля, заточены под его характер. Если же на ваш автомобиль нет омологированных шин, не переживайте, значит, автопроизводитель счел штатную резину достаточным решением.
- Не стоит комбинировать омологации разных автопроизводителей на одном автомобиле, даже при соблюдении монтажа на разные оси.
- На одну ось меняйте шины парой. Если вы меняете шину из-за повреждения, то разница в износе между шинами не должна превышать 30% (так советует PORSCHE).
Трудно найти подходящие омологированные шины? Звоните на горячую линию компании Мишлен или напишите нам.